Мелкие заметки, тезисы

Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала. Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость. Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека. Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить. Отсутсвия возможности замаливания грехов, исповеди. Нравственное наказание за ошибку - Презрение родных и близких, презрение товарищей, презрение группы, к которой принадлежишь. Необходимость действовать исходя из правил, принятых в группе. Культура вины - традиция, при которой центральное значение придается переживанию человеком вины за свои ошибки.

Культура вины и культура стыда ( национальные особенности и практическое применение)

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера.

Менструация и предубеждения: Гигиена, ПМС и культура стыда . Складывается ощущение, что страхом перед месячными пропитано.

Тексты поведения Статьи настоящего раздела впервые были опубликованы в следующих изданиях: Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17—24 авг. В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр.

С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения. Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными.

Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако история показывает, что в результате сложения в общем-то целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал.

Если попытаться дать простой образ, характеризующий процесс цивилизации, можно сравнить поведение человека на пустынной дороге с поведением на улице большого города.

Исследуя ранимость и страхи связанные с отношениями, Брене Браун считает стыд эпидемией нашей культуры - мы все стыдимся своих недостатков.

Асемантический и асинтаксический тип Успенскому от 19 марта г. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Культура повседневности: учебное пособие

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью.

Страх, как отмечает Юрий Михайлович Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха.

В этнографии и социологии после работ Леви-Строса утвердилось определение культуры как системы дополнительных ограничений, накладываемых на естественное поведение человека. Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Именно в этой области классовые характеристики культуры проявляются особенно резко: Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться. Однако наличие обоих и их различение, видимо, существенно необходимо для механизма культуры. Можно гипотетически выделить три этапа в их историческом соотношении:

О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры

Особенно большой вклад в этот цивилизационный процесс внесло придворное общество: Стремления и усилия отдельных людей могут совпадать или быть разнонаправленными, однако история показывает, что в результате сложения в общем-то целенаправленных и рациональных действий отдельных людей возникает такой порядок, которого никто не предусматривал и не планировал. Если попытаться дать простой образ, характеризующий процесс цивилизации, можно сравнить поведение человека на пустынной дороге с поведением на улице большого города.

Продуваемая ветрами и поливаемая дождями ухабистая лесная дорога символизирует простое, основанное на натуральном хозяйстве военизированное общество.

В статье рассматривается феномен стыда как проявление страха перед общественным мнением, ная «культура стыда» возникает из боязни нега-.

Основные проблемы и направления этнопедагогики и этнопсихологии. Культурная идентичность современного школьника. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в различных культурах. Вайнера и исследования атрибуции. Традиции и обычаи, чувство страха, вины, стыда и др. Стержневые особенности культур У. Динамика развития супружеских отношений в моно- и разноэтнических семьях.

Следует учитывать, что в разных культурах человек может идентифицировать себя с различными группами, например, в одних культурах он наиболее тесно связан с нуклеарной семьей, в других — с племенем, в третьих — наиболее значимой является группа соседей, в четвертых — элитарный"клуб, в пятых — компания друзей. Но высококонтекстные культуры могут существенным образом различаться по проявленности эмоций в речи.

Хотя согласно теории эволюции Ч. Часто бывает, что, используя в чужой стране привычный жест, человек невольно может даже оскорбить представителей чужого народа.

Т. Д. Марцинковская Стефаненко Татьяна Гавриловна

Общался себе на форумах. Зашел, значит, и рассказал о вспышках своего темперамента. Думает, рядом одноквадренники, дуалы, они поймут. А может быть еще и пригодится кому его рассказ. Но…как во всякой сказке, без проблем не бывает.

Японцы переживают все эмоции — радость, печаль, страх и гнев — чаще стыда и вины от параметров культуры Уолботтом и Шерером было.

Он как бы говорил на непонятном ему языке. Оно нуждается в дополнительной интерпретации, включении в некоторый значительно менее организованный контекст. В первом случае формообразующий импульс состоит в уподоблении данной семиотической системы естественному языку, во втором — музыке. Во-вторых, следует учитывать, что между структурой текста и осмыслением этой структуры на метауровне общего культурного контекста могут быть существенные расхождения.

Не только отдельные тексты, но и целые культуры могут осмыслять себя как ориентированные на канон. Но при этом строгость организации на уровне самоосмысления может компенсироваться далеко идущей свободой на уровне построения отдельных текстов. Разрыв между идеальным самоосмыслением культуры и ее текстовой реальностью в этом случае становится дополнительным источником информации. Например, тексты основоположника русского старообрядческого движения протопопа Аввакума им самим осмысляются как ориентированные на канон.

Более того, борьба за культуру, строящуюся как выполнение строгой системы заранее данных правил, составляла его жизненную и литературную программу. Однако реальные тексты Аввакума строятся как нарушение правил и канонов литературы. Чувство неестественности прерывистых и скачкообразных движений возникает именно при взгляде на заводную куклу или марионетку, в то время как неподвижная кукла, чье движение мы себе представляем, такого чувства не вызывает.

Культура стыда и чести

Вина и стыд как механизмы социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы,т. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Ю.

Актуальность темы исследования. Культура создала три основных ценностных механизма регулирования поведения людей: стыд, вина и страх .

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы.

Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина , японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора. Модели японской культуры" - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора.

Многие восточные культуры построены на культуре стыда. Нарушенный ритуал - это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала. Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость. Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека. Нравственность не в том, чтобы искупить грех , а в том, чтобы его не совершить.

Вина и стыд как механизмы социального контроля

Чтобы ни натворили свои, они всегда правы, а чужие всегда не правы. Любое древнее общество стремится стать империей абсолютной и в идеале — всемирной. Абсолютен панславизм, пантюркизм, арийство. Вы легко можете найти сочинения, где утверждают, что Геракл родом из-под Курска, что этруски — это русские, а в Осетии вам скажут, что все европейские цивилизации созданы осетинами. Он работал честно не потому, что его увидят другие, а потому, что на него смотрит Бог.

Мы увековечиваем культуру страха, стыда и жалости вокруг инвалидов. Как еще объяснить то, что взрослые тащат своих маленьких.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур. Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться.

Культура страха.

Долой му-му, Каштанку и ослика ИА. Например, при резко-негативном сознании может возникнуть депрессия. Депрессия - это серьезное заболевание, не нужно путать депрессию с плохим настроением. Очень важно выявить причину пессимизма, так как эта причина может указать на более глубокие проблемы. Негативное сознание - это симптом.

Позднее понятие «культура стыда» использовалось по отношению . тат страха перед ожидающей внутренней болью, болью угрызений совести.

Стадия 3-ориентация на мнение значимых других, конформность Стадия 4 - ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка Стадия 5А - утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора Стадия 5В - ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 - ориентация на универсальный этический принцип? Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице.

Эмпирическая проверка теории Колберга, осуществлявшаяся в США, Англии, Канаде, Мексике и в других странах, состояла в том, что испытуемым разного возраста предлагалась серия гипотетических моральных ситуаций разной степени сложности Ответы оценивались не столько на основе того, как испытуемый разрешает спорный вопрос, сколько по характеру его аргументов, многосторонности рассуждений и т. Оценки сопоставлялись с хронологическим возрастом и интеллектом испытуемых.

Кроме серии исследований, проведенных методом"поперечных" срезов, Колберг провел также летнее лонгитюдное исследование, проследив моральное развитие 50 молодых людей от до лет19, и более ограниченный 6-летний лонгитюд в Турции. Результаты этой работы значительны. Они подтверждают наличие устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны, и его возрастом и интеллектом - с другой.

У Министерства культуры поехала крыша! [Мысли вслух]